Как вести управленческий учет бизнеса?

Чтобы измерять состояние бизнеса, предприниматели ведут финансовые отчеты. Вот три базовых управленческих отчета для любого бизнеса:
• баланс;
• отчет о прибылях и убытках;
• отчет о движении денежных средств.
Баланс — это “фотография бизнеса” на конкретный момент, он показывает состояние дел компании на любую даты: активы (чем владеет бизнес) и пассивы (долги бизнеса). Этот отчет считается главным для собственника, он позволяет понять, беднеет компания или богатеет, в чем “заморожены” деньги.
Отчет о прибылях и убытках (или о финансовых результатах) показывает состояние за период времени — неделю, месяц, квартал, год. Из него вы узнаете, какие товары или услуги вы продали, какую получили прибыль и сколько израсходовали. Если траты превысили выручку, в отчете будет не прибыль, а убыток. Но в этом отчете вы не увидите, можно ли эту прибыль изъять из бизнеса, для этого надо заглянуть в баланс.
Отчет о движении денежных средств тоже показывает состояние за период — например, за месяц: какая сумма была на ваших счетах на начало месяца, сколько денег пришло и откуда, какие вы сделали выплаты и куда, сколько осталось на счетах в конце месяца.
В сети вы найдете Excel-таблицы с настроенными формулами для этих отчетов. Их можно использовать в неизменном виде, но лучше настроить каждый из них под специфику своего бизнеса. Для этого придется вникнуть в структуру каждого отчета.
К трем базовым отчетам предлагают дополнительные:
• анализ эффективности, который показывает рентабельность направлений и эффективность вложений ресурсов бизнеса;
• платежный календарь, в котором вы планируете поступления денег и платежи, это лечит от кассовых разрывов и помогает принимать обоснованные решения о незапланированных расходах;
• зарплатная ведомость для учета выплат работникам, особенно если у них сложная мотивация;
• финансовая модель для вашего бизнеса, в которой вы планируете выручку и чистую прибыль и ключевые показатели, а затем сверяетесь с реальным ходом дел.